Фотовыставка Виктора Ана «Биометрический паспорт», открытая в ташкентской галерее "Bonum Factum", беспрецедентное событие (16 июня - 5 июля 2019). Она удивляет, поражает, шокирует. Ничего подобного в жанре современного фотопортрета точно не было.
В живописи – да: Пикассо, Дали, Врубель, Шагал…
В фотографии, по своей природе реалистичной, это беспрецедентно оригинальный, смелый, рискованный эксперимент. В проекте «Биометрический паспорт» Виктор Ан рассматривает связь психологического портрета человека с фотографией, которую используется для ID документа.
Виктор Ан, мастер фотографии:
«Этот проект – портрет человеческого времени.
Как родилась идея?
Помню лет восемь назад я ночевал в милиции. Для фотографов в Ташкенте – обычное дело: нам говорят, что не положено снимать, и заметают в отделение. Помню уже очередной следователь звонит куда-то, а было уже около 12 часов ночи. Через минут 15 вышла из факса вот такая лента. Я охренел, там была вся информация обо мне. Возможно, тот случай стал предтечей рождения серии.
Он натолкнул на мысли создать такой фотопроект. На фотоработах запечатлены также и отпечатки пальцев героев. В современном мире возможности спецслужб велики: о гражданах государству известно всё.
Не считаю себя портретистом. У меня философский взгляд на лица и жизни людей. Мне интересны морщины, пупырышки, бородавки на лицах - я и снимал ради этого. Моё оборудование технологически заточено на то, чтобы хорошо обрисовать морщины. Гламура, красоты тут нет. Морщины – это биография человека, его богатство. Мы их вроде стесняемся, но они и отпечатки пальцев - как кольца деревьев.
Снимал на фотопленку – листовой аналог, он несовершенен по сравнению с более резкой цифрой, но позволяет делать фото большого размера. Тогда поры начинают оживать. Благодаря большому размеру, фотографии получились какие-то гипнотические по воздействию на зрителей – это удача!
Было много брака из-за технологии. Но казалось бы неудавшиеся работы, в конечном счёте, для меня более ценны и интересны. В проекте участвовали 70 человек. Выставлены фотографии в пяти размерах. Я ездил за 100 км от Ташкента в поисках лиц с морщинами. Горожане более холеные. Практически не снимал девушек. Да, 20-летние модели с формами имеют свои прелести, например, для жанра ню. Но биографии барышни ещё не нажили, у них нет морщин.
Весь год мне приходилось уговаривать портретируемых согласиться на сессию. Сегодня рано утром звонят две дамы (а я сова), уговаривают уже меня снять их. Я упираюсь говорю, дам снимаю только с прыщами и бородавками и то после 70 лет. Говорят мне: нам двух лет не хватает до этого порога, может согласитесь. Вот такой жанр нашего бытия.
Вот оно счастье!
Так как выставка у меня далеко не первая, к счастью она отношения не имеет. Я счастлив только потому, что сделал работу так, как мне хотелось. С портретами всегда есть опасность пойти на поводу конъюнктуры, понравиться.
Я знал, что в Ташкенте это будет бомбой. Потому, что изначально портреты совершенно не предполагалось подавать в классическом исполнении. В шутку даже говорил, что найму телохранителя из-за опасений за себя. Некоторых зрителей шокировало возможное прочитывание каких-то глубоко потаённых вещей в их жизни через морщины, поры на лице... Далеко не каждому хочется, чтобы его видели голым.
Но получилось то, что получилось, я счастлив!
Проект не закончен, он будет продолжен, планирую сделать 200 биометрических портретов знакомых и незнакомых мне современников».
Шахноза Каримбабаева, основатель и директор галереи Bonum Faktum:
"В 2002 году представители 188 стран мира подписали Новоорлеанское соглашение, признавшее биометрию лица основной технологией идентификации для паспортов и въездных виз следующего поколения.
В проекте «Биометрический паспорт» Виктор Ан рассматривает связь психологического портрета человека с фотографией, которую используют для IDдокумента «фотографией на паспорт». Психологический портрет лица и рук - со всеми следами, которые оставила на нем жизнь, могут нести много информации о жизни, судьбе и характере своего владельца и его переживаниях.
На выставке представлено около 100 фоторабот. Мы как организаторы волновались, заинтересуются ли зрители. Наши люди пока не привыкли к подобному. Обычно приходят на понятную выставку, а здесь надо подумать. Но судя по количеству гостей, посетивших вернисаж – проект удался".
В жизни они выглядят иначе
Поэт Вячеслав Ли
Раздвоение личности
Откровение возраста
Крупный план
С иронией к себе на биопортрете (писатель Владимир Ким)
Раздвоение личности 2
Сергей Абатуров, художник-график:
"Фото, снятые Виктором Аном – это искусство. Снимая меня, Виктор сделал несколько дублей. Ты сидишь в кромешной тьме, поэтому зрачки расширяются, вдруг вспышка, зрачки не успевают сократиться, и на фото возникает эффект немного сумасшедшего человека. Конечно, счастье быть сфотографированным этим мастером, никто больше так не снимет".
Партнёры
Bonum Factum Gallery
Новая площадка актуального искусства в г. Ташкенте для создания мобильного, открытого, презентационно-дискуссионного пространства, занимающегося вопросами современного искусства, образования, раскрытием творческого потенциала, маркетингом территории города.
Создание в Ташкенте новой культурной институции более открытой и доступной по форме и принципам работы, учитывающей культурные интересы современного человека, способной предложить мегаполису новое качество культурного досуга и фабрику идей по улучшению жизни в городе.
Продвижение имиджа Ташкента как современной популярной территории, работающей в международном контексте.
С галереей сотрудничают известные искусствоведы, коллекционеры, художники, дизайнеры, фотографы и историки.
Проект осуществлён при поддержке
Бюро по сотрудничеству Посольства Швейцарии в Узбекистане.
Авторы фотографий
Алина Тарабаринова.С-Петербург.
Владислав Хан. Ред.сайта Коре-сарам
Бахтиер Насимов.Ред.Узбекистан Хаво юллари.
Евгений Скларевский.Ред.сайта Письма о Ташкенте.
Наталья Чунина. Узб. фотограф
Сергей Коробков.Москва.
Павел Ким.Узб.фотограф.
Игорь Тен. Узб.фотограф.
Умар Курбанов.Ред.сайта Арт-блог.
Ленур Аметов. Узб.фотограф.
Виктор Ан.Узб.фотограф.
Публикация подготовлена ИА РУСКОР (Москва)